«Особый» театр в контексте современного сценического искусства
Сведения об авторе:
СОРОКИНА Ольга Андреевна – ст. преп. Кафедры методики организации образовательного процесса нетипового ВУЗа Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой, аспирант Академии Русского Балета им. А. Я. Вагановой, научный руководитель – проф. Савчук В. В.; ст. преп. Каф. Высшей математики СПбУЭиФ, директор Международного Фестиваля «СЛОВО И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой».
e-mail: lesnayao@yandex.ru
Тезисы доклада.
Под «особым» театром понимают театр, в котором в качестве артистов, а иногда и режиссеров выступают люди с ограниченными возможностями физического и психического здоровья. В пространстве современного искусства и культуры можно пронаблюдать две основные тенденции: отношение к такому искусству, как к терапии, к реабилитации, - то есть, как к строго утилитарному искусству, преследующему узкие и ясные цели, - и отношение к такому искусству как к полноценному современному искусству, исцеляющему и реабилитирующему скорее здоровых, чем больных, имеющее с не только терапевтическую, но и важную социальную функцию, адресованную к обществу в целом. Этот второй подход разработан, например, таким направлением, как Дансабилити, существующим и развивающимся с 1987 года.
Если взглянуть на культурно-исторический контекст сценического искусства ХХ века, то можно заметить, что в конце ХХ века артист возносится до какого-то высшего существа (особенно на контрасте с отношением к артисту в начале ХХ века, - как к обслуживающему персоналу). Звезды сцены – САМЫЕ популярные и почти самые богатые люди на планете. Но за волной восхищения приходит спад, - и теперь все более интересными становятся артисты, которые как-бы такие же, как ты сам. А иногда и более несчастные. Успешному артисту более не нужно быть совершенством во всем: самое главное – он должен быть интересен, его истории должно быть интересно слушать, можно представить себя на его месте или рядом с ним. Причем «место» рядом с таким артистом может тоже возвышать слушателя в своих собственных глазах, он может представлять себе, как он бы помог, как он нашел бы выход из данной ситуации и т д. Поэтому «особые» театры - специализирующиеся и на драматическом театре, и на театре танца, - находят все больше и больше своих почитателей среди зрителей не связанных с «особым» театром ни родственным, ни профессиональным интересом.
При современном развитии техники создать что-то новое в сценическом искусстве почти невозможно, можно или оттачивать мастерство, или стремиться к другому: не удивлять, а тронуть, не потрясти – а поделиться, не снизойти до зрителя, а оказаться с ним рядом. В современном сценическом искусстве очень важным инструментом (или, как раньше говорили – выразительным средством) – является внимание. Этот чудесный инструмент природой часто дарится вместе с психическими заболеваниями, рядом с умственной отсталостью, с синдромом Дауна, с аутизмом. Мы почему-то не удивляемся слепому музыканту, но танцор с синдромом Дауна пока еще часто вызывает недоумение.
Как директору фестиваля современного танца, мне часто задают вопрос – участие в нашем фестивале людей с ограниченными возможностями наряду с профессиональными артистами - это искусство или реабилитация? (Еще чаще, правда, нам задают вопрос о том, что относится и что не относится к современному танцу да и танцу вообще.) Но на этот вопрос, по моему мнению, ответ звучит так: не только искусство является реабилитацией и терапией (что давно уже доказано), но часто и терапия, и реабилитация оказывается искусством.