Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО
Современные формы танца, искусства импровизации и перформанса во взаимодействии 

с литературой
english
Идея фестиваля и краткая история Программа выступлений
Мастер-классы Галерея Оргкомитет
Архив фестиваля Гостевая Полезные ссылки
2009 г.:
программа выступлений
мастер-классы

весь архив


Программа фестиваля 2009 г.:

  • 12 мая, Пресс-клуб "Зеленая лампа", Гагаринская ул. 3 (в здании Европейского Университета)
  • 17-00 – пресс-конференция фестиваля


  • 12 мая, Учебный театр СПБАТИ, Моховая 35
  • 19-00 – программа перформансов

    Театр танца Саши Кукина (Санкт-Петербург) "Кольца Борромео"

    Екатерина Басалаева (Новосибирск) "Почему я?"

    Алексей Литвин (Витебск, Белоруссия) "Священник", "Три минуты"

    Демина Ирина, Янчевская Виктория (Москва) "Завтра. GO.DOT."

    Даниел Андерсон, Магнус Хаглюндс, Эмили Йохансон (Швеция) «"Lose Lose Situation: Live in Russia!"» (1)


  • 13 мая, театр литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского, Кузнечный пер. 5/2
  • 19-00 – программа перформансов

    Игуан Данс театр (СПб) "Любовь в супермаркете"

    Лиза Пентти (Финляндия) "Mable, or the Queen of bones" 40’

    Майя Попова (СПб) "Частный случай"

    Боб Айзен (США) "B&B #1"

    Моника Кох (Австрия) "Werde wer du bist"


  • 14 мая, клуб "АрктикА", ул. Беринга 38
  • 19-00 – программа перформансов

    Студия "Киви" (СПб)

    Танцевальный коллектив "Окно" (СПб)

    ёd physical theatre (СПб)

    Сага Сигурдардоттир и Маргрет Бьярнадоттир (Исландия) "SAMA"

    Стаффан Эк, Андреас Карперид (Швеция) "Книгопечатание сейчас" 25’

    Джорджио Конвертито, Марко Тимлин (Хельсинки, Финляндия) "Другой оттенок размышления"


  • 15 мая, театр "Особняк", Каменноостровский пр., 55
  • 19-00 – программа перформансов

    Евгения Андрианова, Резеда Кучкарова, Екатерина Ракшина, Владимир Колгин (Москва) "Перформанс-конструктор" 40’

    Кетрин Феррье, Дженнифер Кейли (США) "Underneath the Ordinaries" 20’

    Светлана Малинина (Москва) "Parallels. Work in progress" 10’

    Одд-Данс театр (СПб) "Мотивация взрыва"

    Керстин Лофвандер, Малу Линдхольм (Копенгаген, Дания) "Passion of the dance"


  • 16 мая, театр "Особняк", Каменноостровский пр., 55
  • 19-00 – программа перформансов

    Диана Шульц и группа "ТанцМиссия" (Чита) "Не разнимая рук"

    Мария Козева (Екатеринбург) "Еще 8 слонов"

    Алексей Сулима (Финляндия-Россия) "Weird Hill"

    Хейда Мольденауэр (Берлин, Германия) "..ich bin aus Versehen noch hier.." 25’

    Марина Русских (СПб) "Счастье"

    Стеффи Лунд, Турид Янгаард (Норвегия) "BODYWORD - A TRIBUTE TO THE FESTIVAL"


  • 17 мая, клуб "the Place" ул. маршала Говорова, 45
  • 19-00 – программа перформансов:

    Моника Кох (Австрия) "Vis A vis"

    Боб Айзен (США) "B&B #2"

    Кетрин Феррье, Дженнифер Кейли (США) "Песня" 10’

    Карл Фрост (США) и перформанс-группа импровизации

    Театр "Лесной дом" (СПб) "В то время, когда..."

    Даниел Андерсон, Магнус Хаглюндс, Эмили Йохансон (Швеция) «"Lose Lose Situation: Live in Russia!"» (2)

    Закрытие фестиваля

    Участники фестиваля 2009

    Лиза Пентти (Хельсинки)

     — один из самых заметных хореографов современного танца Финляндии. Она окончила известнейшую далеко за пределами Европы школу SNDO в Амстердаме в 1986 и с тех пор проявила себя как незаурядный танцор, хореограф и педагог. Она подробно изучала техники релиз, Александер, тай-чи с такими педагогами, как Mary Fulkerson, John Rolland, Dick Gilbert and John Yaleneziani. С 1981 она преподает контактную импровизацию. В 2000 она основала свою собственную компанию Liisa Pentti + Co, ее работы были представлены на сценах Скандинавских стран, Эстонии, Литвы, Германии, Венгрии, России и Голландии. В своих работах Лиза Пентти исследует взаимосвязь между телесной и повествовательной выразительностью, часто используя текст или поэтический язык. Спектакль «Мейбл или Королева Костей» ( Mable, or the Queen of bones ) — о тех прекрасных дамах, которые посвятили свою жизнь сцене, и которые сделали сцену из своей собственной жизни, забыв о жалости и раскаянии. Этим спектаклем хореограф Лиза Пентти исследует социально-культурный феномен «примадонны» через танец и играет с возможностями, которые это создает. Героиня этого спектакля — и актриса, и шаман городской культуры, и кокотка, и первооткрыватель — такая темная смесь нескольких женских архетипов, сменяющих друг друга. Для них сцена и выступление — это квинтэссенция жизни, несмотря на то, что и обыденную жизнь они часто превращают в спектакль. Героиня не сожалеет о том, что родилась женщиной, она празднует свою женственность.

    Стаффан Эк 

    (Швеция, Стокгольм) получил образование как хореограф в Универитетском колледже танца (University College of Dance) в Стокгольме и с 1989 работает как свободный хореограф. С 1999 он сотрудничает с известной норвежской группой Zero Visibility, созданной знаковыми для современного Европейского танца хореографами Инна Кристин Йохансен и Кристин де Шмедт, работающими также с бельгийской компанией Les Ballets  C. de la B. Кроме того, на протяжении 2,5 лет Стаффан Эк работал в Шведской Королевской Опере, например, он ставил хореографию в опере Равеля «Дитя и волшебство». Как драматический актер Стаффан играл одну из главных ролей в спектакле «Войцек» в Королевском театре Драмы в Стокгольме. В этом же театре, а также и на Национальном телевидении(SvT, он работает еще и как танцор и хореограф под началом известнейшего Шведского режиссера Ингмара Бергмана. Андреас Карперид, художник и музыкант — является одним из основателей и дизайнеров журнала MERGE, записывает альбомы электронной музыки, пишет музыку для спектаклей, давно и плодотворно сотрудничает с хореографом Стаффаном Эком. В одной из своих последних совместных работ - «Книгопечатание сейчас» («Typography now» ), которая и будет представлена на фестивале «СЛОВО И ТЕЛО» в Санкт-Петербурге в мае 2009 - они исследовали возможности взаимодействия графики буквы и движения, того, как способы письма и печати могут быть использованы в хореографии - и наоборот, как хореография может создавать шрифт.

    «Голодный театр» («Nalkateeatteri»)

    (Хельсинки, Финляндия) предлагает открытый воркшоп «Секретный лагерь переподготовки». На нем публике будут предложены некоторые упражнения, а также спектакль «Вариации Одрадек», основанный на коротком рассказе Франца Кафки «Забота главы семейства». Этот спектакль-воркшоп исследует такое важное понятие, как «укрытие»: и в смысле потайного места, где можно спрятаться, и в смысле жилища, дома, места, где человек может быть самим собой, не боясь быть непринятым. В рассказе Кафки Одрадек — это маленькое фантастическое существо, напоминающее клубок ниток, появляющееся то на лестнице, то в коридоре и не причиняющее никакого вреда. Для «Голодного театра» в этом спектакле Одрарек — это существо, живущее не столько вовне, сколько внутри нас, и отвечающее за ощущение домашнего — безопасности, уюта и тепла. «Голодный театр» уже принимал участие в III фестивале «Слово и тело» в 2007 году и вызвал огромный интерес зрителей своим неординарным подходом, соединяющим глубочайший смысл и тонкий юмор, пронизывающий буквально каждое движение.

    Кэтрин Феррьер

    (Роли, Северная Каролина, США) — перформер, преподаватель, поэт и визуальный художник. Фокус ее работы сосредоточен на импровизации и хореографии с конца 80-х. Кэтрин получила степень бакалавра в области современного танца в колледже Мидлбэрри, а также магистра в области современного танца и перформанса в колледже Сары Лоуренс. Кроме того, Кэтрин Феррьер является руководителем «The Architects», танцевальной компании, существующей уже около 20 лет. Кэтрин также является основателем и художественным руководителем «Immediate Theatre». Ее хореография и импровизационные работы широко представлены как в США, так и за рубежом. После того, как Кэтрин Феррьер год преподавала современный танец в России и Финляндии, в 2005 году она переехала в Северную Каролину. Там она работала в качестве приглашенного художника в колледже Мэридит, разработала новую танцевальную программу в Милбрукской Высшей Школе. Плодотворное сотрудничество с различными артистами является основой ее работы, от которой она получает несказанное удовольствие. В последнее время Кэтрин Феррьер сотрудничала с такими партнерами как: Pamela Vail, Christina Sorino, J. Kayle, L. Gonzales, C. Greer, S. Haapalinna (Финляндия), C. Fiaschi, Н. Гастева.

    Боб Айзен

    (США) — танцовщик, хореограф и импровизатор, который вот уже 30 лет активно танцует, сочиняет, учит и учится сам, путешествует. Много лет он жил в Чикаго, где основал и был одним из руководителей Links Hall Studio, центра альтернативных исполнительских искусств. Он называет своим домом Нью-Йорк, но часто и подолгу бывает в России. В 2004-2005 он путешествовал по миру, о чем написал книгу. Эта книга переведена на русский язык. «Я хотел бы показать две новые работы: первая — с музыкой И. С. Баха (Goldberg Variations), называется „B&B#1“, вторая — практически совсем без танца , но с использованием песни Боба Дилана и слов, написанных по-русски, называется, соответственно, „B&B#2“»

    Театр танца ИГУАН

    (Санкт-Петербург) создан в октябре 1995 года. Поводом для возникновения театра стали совместные танцевальные перфомансы в прославленном ночном клубе авангардной музыки «ТАМ-ТАМ» Нины Гастевой (театральный режиссер, танцовщица) и Михаила Иванова (хореограф, танцовщик, участник европейских проектов театра «Дерево» А. Адасинского и Юмиоко Йошиоки). Этот творческий союз обратил на себя внимание фактически с первого представления в октябре 1995 года на Международном фестивале «Виртуальная реальность» (Санкт-Петербург). С тех пор Театр Танца «Игуан» — постоянный участник международных фестивалей современного танца, среди которых: «Эволюшен 2000» (Талин, Эстония); «Фестиваль современного танца» (Вильнюс, Литва, 2000); IFMS (Витебск, Беларусь, 2000); Номинант Национальной Премии «Золотая Маска-2000»; «ТанцТранзит» (Калининград, 2001); Российская платформа «Sein-Saint-Denis» (Москва, 2001); Landrart (Чехия, 2002); Unidram (Потсдам, Германия, 2003); Fest Event (С.-Петербург, 2002-2004); Misisipi-Volga 2003, проект Ночи Фавна; Versal.France, и др.

    Театр танца Саши Кукина

    (Санкт-Петербург) был основан в 1990 году и по сути является первой в России профессиональной труппой танцевального модерна. За все время своей деятельности труппа выпустила 18 программ, более 200 раз выступала в Санкт-Петербурге и за его пределами, участвовала в фестивалях современного танца в Москве (1993 и 1999), Витебске (1992 и 1993), АДФ (США, 1996), Гдыне и Бытоме (Польша, 1996 и 1997), Таллине (1996 и 1998), Вильнюсе (1998), Гладбеке (Германия, 2002 и 2003), Санкт-Петербурге (1999-2001, 2004). В марте 1998 года труппа приняла участие в фестивале «Новая Россия — душа в движении» (Копенгаген, Мальме, Гетеборг). В течение нескольких лет труппа с успехом гастролировала в Германии, выступая в театрах Гильзенкирхена, Ганновера, Вупперталя и других немецких городов. Композиции труппы как правило не содержат явных драматических признаков, но всегда наполнены эмоционально. Обычно труппа работает с минимумом декораций, текста и визуальных эффектов, сосредоточив свои усилия на самом танце. Главную цель артисты труппы видят в том, чтобы постоянно находиться в творческом процессе, изменяя и развивая собственный танцевальный язык.

    Екатерина Басалаева

    (Новосибирск). Танцевальное образование получила в рамках международных школ и фестивалей. Обучалась техникам контепорари, релиз, контакт у лучших педагогов в России и за рубежом. На протяжении последних 10 лет занимается исследованием движения , экспериментируя с формой и содержанием (интересы за пределами танца — айкидо, йога, тайцзы). С 1998 по 2006 год являлась участником театра танца Вампитер, работы которого были показаны на многих фестивалях в России и зарубежом. С 2006 года продолжают работу, как независимый танцор и хореограф, участвуя в совместных проектах и создавая собственные(«Система Единиц»). С 2002 — директор студии «ПРО-движение». На базе студии ведет постоянный курс занятий по технике релиз, контактной импровизации и перфомансу. Регулярно проводит выездные мастер-классы по контактной импровизации и в других городах.

    Моника Кох

    (Вена, Австрия) — Изучала экспрессивный танец и театральное искусство в Германии, затем в Лондоне в центре Рудолфа Лабана, известного реформатора и создателя нового течения — экспрессивного танца. Училась и работала с известным танцором — экспрессионистом Хильдом Холгером (Hilde Holger) в Лондоне в течение пяти лет. Моника Кох также работала в таких театрах Европы, как Бильдер и Танцтеатр в Бремене,Германия, Кисс Театр в Голландии,Танцевальный театр Амичи и Дуден Танцтеатр в Лондоне. В начале 90-х училась в Москве в международном танццентре Анатолия Васильева. В 1996 начала свой собственный Танцевальный проект с группой танцоров. Работала и обучала на разных международных фестивалях в Англии и Европе. С 1998 преподавала в немецком театре (Tanztheater Theater), драматургию и экспрессивный танец в Университете Ковентри, в Центре Лабана в Лондоне и регулярные мастер классы на различных международных фестивалях.

    Хейде Молденауэр

    (Берлин, Германия) — уникальная фигура в Европейском пространстве современного независимого танца и театра. Уже много лет она занимается импровизацией, перформансом, проводит мастер-классы неуклонно следуя высшей степени искренности, бесстрашного юмора, импровизации как состоянию души и высокой сценической технике одновременно. Хейде создала студию-резиденцию для тех, кто занимается современным пластическим театром и импровизацией в горном селе Рокатедиригу в Италии, где ее посещали многие из «звезд» современного перформанса. Перформансы Хейде браз жизни) (как, впрочем, и отличаются очень высоким, воистину аристократическим художественным вкусом, делая этот вид искусства совершенно академическим.

    Другой оттенок размышления

     — это совместная работа танцора и аккордеониста Йенса Бидерманна, танцора и хореографа Джорджио Конвертито и музыканта Марко Тимлина. Эти трое артистов, владея в совершенстве каждый своим выразительным языком, тем не менее, находят взаимопонимание через общие законы художественной композиции и создают новое произведение искусства вместе. Соединение танца, музыки и голоса в их исполнении удивляет, очаровывает, трогает и увлекает Йенс Бидерманн — профессиональный танцор. Он работал с ансамблем Ханса Хофа, Андре Гинграса и другими Голландскими компаниями, с Нигель Чарнок и Иоахимом Шломером. Его базой в области движения является спорт, особенно зимние виды спорта, и возможно как раз поэтому он так часто использует акробатические элементы в своей хореографии. Кроме того, он давно и успешно увлекается музыкой. Джорджио Конвертито родился в Италии в 1966. В хореографии он имеет степень бакалавра танца а также множество реализованных и еще нереализованных планов. С 2001 года живет в Хельсинки, а работает как и в самой Финляндии, так и в различных Европейских проектах. Его творческий интерес сфокусирован в на области импровизации и спонтанной композиции. Но более всего его внимание занимает один и тот же важный вопрос: почему же, собственно, мы танцуем? Марко Тимлин (род в 1973 в Карлсруэ, Германия) — музыкант, композитор, звукоинженер. На своих концертах он импровизирует на собственноручно изготовленных электронных и акустических инструментах, при создании которых могут быть использованы, например, солнечные батареи, неоновые лампы, кофемолки и многое другое. Марко часто сотрудничает с художниками, создавая аудио-музыкальные композиции. В настоящее время Марко продолжвает свое образование в Сибелиус Академии в Хельсинки.

    Мария Козева

     — танцор, хореограф и педагог из Екатеринбурга. В течение последних лет она работала в составе таких ведущих компаний современного танца, как «Провинциальные танцы» и «Институт танца». .она работала с такими хореографами, как Кристин Брюнель (Германия), Иоаким Шлемер (Германия), Пал Френак (Венгрия), Анук Ван Дайк (Нидерланды), — в спектакле которой «Дива» Мария Козева выступала в Амстердаме и в Европейском турне. Мария постоянно ставит как короткие танцевальные номера, так и большие спектакли, в сотрудничестве и полностью самостоятельно, многие из них попадают на конкурсы и фестивали, где завоевывают призовые места. Ее хореографию танцуют Екатеринбургский Театр Танца, группа «Киплинг», компания ДиалогДанс в Костроме и многие другие. Кроме того, драматические театры часто приглашают Марию делать хореографию в современных постановках. Мария Козева — один из самых востребованных педагогов и хореографов современного танца в России, летом 2008 приняла участие в программе Открытого Мира «Культурное лидерство: хореографы современного танца».

    Диана Шульц

    живет и работает в городе Чита в Восточной Сибири, где она не только преподает современный танец и создает современную хореографию, но и инициирует различные проекты, поддерживающие создание и развитие современного танца в Байкальском регионе. Уже имея педагогическое образование, в 2007 году Диана закончила Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов, получив степень магистра по специальности хореография и педагогика танца. В Чите Диана руководит молодежным коллективом «Танц-Миссия», участвующим во многих региональных, национальных и международных фестивалях и конкурсах и демонстрирующим самые различные направления современного танца — от хип-хопа до джаза и контактной импровизации. Диана является президентом Регионального Клуба Молодых Хореографов, кроме того — она организатор и продюсер регионального фестиваля «Молодые таланты Байкальского региона», прошедшего в прошлом году уже в пятый раз. В июне — июле 2008 года Диана приняла участие в программе Открытого Мира «Культурное лидерство: хореографы современного танца».

    Андрей Захаров

    — танцор и хореограф из Екатеринбурга, начал всерьез заниматься танцем в возрасте 22-х лет в студии Екатеринбургской компании «Институт танца». Он был принят в состав экспериментальной труппы компании и выступал в ее составе в спектаклях таких хореографов, как Ольга Паутова и Пал Френак. С тех пор он принял участие во многих постановках и этой компании, и знаменитых «Провинциальных танцев» Татьяны Багановой в сотрудничестве с восточноафриканскими танцорами, приглашенными Московским Агентством Театров Танца «ЦЕХ». В 2007 Андрей создал свой собственный танцевальный проект «Реакция опоры» и в течение двух последних лет на его базе поставил два больших спектакля и несколько коротких номеров. Его сегодняшнее творчество во многом сосредоточено на импровизации и исследованию взаимоотношений между танцем и психологией человека. В июне — июле 2008 года Андрей Захаров принял участие в программе Открытого Мира «Культурное лидерство: хореографы современного танца».

    Виталий Глухов

    живет и работает в Калининграде, самом западном городе России. В 2003 он закончил Калининградский госуниверситет им И. Канта, но уже с 1999 он начал заниматься современным танцем на мастер-классах отечественных и зарубежных педагогов. В 2001 он основал свой театр танца «Верхотура», имеющем на настоящий момент в репертуаре более 15 перформансов. (http://verhotura.land.ru/) В июне — июле 2007 года Андрей Захаров принял участие в программе Открытого Мира «Культурное лидерство: современный танец».

    Елена Котеленко

    — психолог-консультант, танцовщица, танце-терапевт, Экс-президент Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии. Преподаватель обучающей программы по ТДТ, координатор региональной обучающей программы по ТДТ. Ведущая терапевтических программ по ТДТ, а так же тренингов личностного развития построенных на основе ТДТ, танцевальной и контактной импровизации, работы с голосом.