Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007 Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007
Современные формы танца, искусства импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой
english
Идея фестиваля и краткая история
Галерея Оргкомитет
Архив фестиваля ТЕКСТЫ Полезные ссылки

Танец и революция: интерполяция в постсовременное пространство

Тезисы доклада на Всероссийской конференции молодых ученых «Медиарациональность: технологии конструирования» в Институте философии СПбГУ 27-28 октября 2017 года

Сведения об авторе:

СОРОКИНА Ольга Андреевна – ст. преп. Каф. Высшей математики СПбЭУ, директор Международного Фестиваля «СЛОВО  И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой».

e-mail: lesnayao@yandex.ru моб. Тел. +7(911)913-8439

Возможен ли профессиональный сценический современный танец, подобный Европейскому - такой, например, как танцтеатр Пины Бауш, как балеты Анжелена Прельжокажа, Вима Вандеркейбуса  или Саши Вальц – в России? Можно ли предположить, что можно будет увидеть на сцене будущего? Поймём ли мы друг друга с международным сообществом “contemporary dance”, или наши пути разойдутся ещё дальше?

Интерполируя современный танца в недалёкое будущее представим себя теми людьми, кто соприкоснётся с ним в качестве зрителей или артистов. Он может быть  виртуальным, а может - реальным, предполагающим  самые разные степени вовлечённости. Однако остаётся важный вопрос: что заставит людей сделать выбор отдать своё время именно этой активности вместо какой-нибудь другой? Сейчас, даже по сравнению с недавним временем, этот выбор стал необычайно широк. Охватить «всё», даже в довольно узкой области, практически невозможно. Чтобы в чём-то стать экспертом, нужно отказаться от многого другого. Станет ли танец будущего развлечением для узкого круга избранных, или популярным массовым зрелищем и видом досуга, или соединит и то, и другое в какой-то мере, - сказать трудно.

«Западный» современный танец очень демократичен. Толерантность и политическая корректность, высокий уровень эмоциональной эмпатии, страх оскорбить религиозные или национальные чувства, уважение к чувствам и мнению другого – это понятия, на которых основывается как  эстетика, так и техника современного танца.

В этом году мы отмечаем 100-летие  Великой Октябрьской социалистической революции,  - что послужило поводом для многих задуматься о том, что побудило людей, подчас вполне образованных и предусмотрительных, настолько увлечься социалистическими идеями, чтобы с восторгом встретить вооружённое восстание большевиков.  А что задача достижения всеобщего счастья, не имеет решения, большевики не знали. Социалисты верили, что в народе сформировалась способность к самоорганизации. Что сделал этот самый народ, как только получил свободу и оружие, мы хорошо помним.

Россия – страна, вакцинированная революцией. Сочувствие к обездоленным, массовая поддержка беженцев коллегами из  европейского культурного  сообщества не находит столь же массового понимания в сообществе российском.  Можно предположить, что это результат печального опыта народнопоклонничества, доверия человеческой природе и массовому сознанию в 1917м и далее. Мы, как потомки выживших в этой революции, не очень-то верим ни в толерантность, ни в ассимиляцию трудовых и военных мигрантов. Демократические принципы, такие, как, например, участие каждого в принятии решений и уважение к чужому мнению, не совпадающему с нашим собственным тоже не пользуются большой популярностью. Поэтому и идеи, на которых основана техника современного западного танца и его эстетика остаются глубоко непонятными, а опыты подражания и копирования выглядят заметно вторичными.

Однако это вовсе не означает потенциальную несостоятельность Российского современного танца. В отечественном культурном поле знание истории, уважение к традиции и культурным предкам даже посредством целенаправленного бунта оценивается очень высоко. Кроме того, наша неполиткорректность и нетолерантность отлично защищает от исламизации, с одной стороны, и от западноевропейской унификации – с другой. А наша слабая техническая оснащённость и неравномерное, труднопредсказуемое финансирование не позволяет расслабиться и поддерживает алертное состояние. Таким образом, имеет огромные шансы появиться уникальный конкурентоспособный отечественный продукт, что и хочется увидеть среди апокалиптических видений  постсовременности.