Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007 Международный Фестиваль СЛОВО И ТЕЛО 2007
Современные формы танца, искусства импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой
english
Идея фестиваля и краткая история
Галерея Оргкомитет
Архив фестиваля ТЕКСТЫ Полезные ссылки

Игра в танец: Тетрис идеальных фигур

<Тезисы доклада на Двойной международной конференции по философии компьютерных игр в Институте философии СПбГУ(Менделеевская линия, д. 5)  21 - 25 октября 2019

Сведения об авторе:

СОРОКИНА Ольга Андреевна – ст. преп. Каф. Высшей математики СПбЭУ, директор Международного Фестиваля «СЛОВО  И ТЕЛО: современный танец, искусство импровизации и перформанса во взаимодействии с литературой».

e-mail: lesnayao@yandex.ru моб. Тел. +7(911)913-8439

Кажется, что «Тетрис» был с нами всегда. Эта великая по популярности игра (по количеству проданных коммерческих версий «Тетрис» превосходит любую другую компьютерную игру в истории — лишь для одной GameBoy было продано 35 миллионов копий [1]) может приносить не только радость побед в извечной борьбе порядка против хаоса [2], но и эстетику танца чистых геометрических форм. Геймер направляет фигуры к самому подходящему для них месту, организуя пространство и время, находя оптимальные решения: это же делает и хореограф. В самых разных видах танца – от фольклорного до классического, от спортивного до танцев в детском саду – «правильным» движением считается то, которое не требует лишних сил на его выполнение, несмотря на то, что техники танца могут сильно отличаться.

Кроме того, в танце – особенно в классическом балете, - большое значение имеет представление о «годности» тела как тела танцора. Для каждого следующего хода в «Тетрисе» деталь может быть не совсем подходящая, а может быть подходящая идеально; - и есть ясное представление о том, что должно получиться: линия в «Тетрисе» и правильная фигура в балете, представление о теле танцора, набор его параметров и способностей зафиксирован канонами. [3] В относимом к современному (тому, что ведёт отсчёт с начала XX века) сценическом танце форма может быть изменчивой, но идея «годности» остаётся (получается как бы такой «мягкий тетрис», напоминающий нечёткую логику [4]). Американский танец модерн, заявленный Мартой Грэм и Айседорой Дункан, предложил новую, по отношению к классической, форму, претендующую на естественность. Однако представление о «естественности» тоже имеет свои культурные и географические корни, [5] и получился новый канон, например, Грэм-техник [6] [7]. Постмодернизм, иронизируя над прошлыми формами, предлагает свои, - однако, эта ирония требует безупречное владение техникой. И только в пост-постмодерне форма, казалось бы, расплывается: тело танцора-перформера может быть любым: старым, юным, профессиональным или нет, не иметь каких-то частей тела или иметь их искусственными , - но оно организует пространство, находит оптимальные пути, - и такой танец опять попадает в лузу «годен».

Именно «Тетрис» представляет собой танец абстрактных форм, который пробуждали к жизни футуристы в начале 20 века. В 1913 Российскими футуристами была осуществлена постановка оперы Михаила Матюшина и Алексея Кручёных «Победа над Солнцем» с геометрическими костюмами Казимира Малевича. «Вещи исчезли как дым, и в пространстве явились новые формы» писал он [8]. Абстрактная живопись, а особенно – сотрудничество с художницей Александрой Экстер, - вдохновляла и знаменитого хореографа, участницу Дягилевских «Русских Сезонов» Брониславу Нижинскую к созданию абстрактных балетов начиная ещё с 1919 года [9]. А в 1922 году в Штутгартском Ландестеатре состоялась премьера балета Оскара Шлеммера «Триада», в котором по сцене двигались фигуры, составленный из геометрических форм, а танцору отводилась роль невидимого механизма, приводящего их в движение [10]. Их идеалом было движение чистого цвета и формы. И вот в конце 20 века эта грандиозная идея получила неожиданное воплощение в безделушке, - в популярной игре, растиражированной на миллионы устройств – от серьёзных компьютеров до телевизоров и осциллографов.

Библиография

1. [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%81 (дата обращения: 12.08.2019)

2. [Электронный ресурс] URL: https://tetris.com/about-us (дата обращения: 12.08.2019)

3. О «годности» тела геймера см. доклад К. Очеретяного «“Негодный субъект”: тело геймера на сцене модерна» [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=VHzljdDZeZ(дата обращения: 11.08.2019)

4. [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%87%D1%91%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 12.08.2019)

5. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России. Глава 8. Естественное и искусственное. М., 2012

6. [Электронный ресурс] URL:https://arzamas.academy/materials/1454(дата обращения: 11.08.2019)

7. [Электронный ресурс] URL:http://danceacademyrussia.com/graham-tehnika/ (дата обращения: 11.08.2019) 8. Малевич К. С. : Cобр. соч. в 5 т. – М.: Гилея, 2004. - Т 5. «Произведения разных лет» – С. 6 9. Коваленко Г. Бронислава Нижинская и Александра Экстер / Г. Коваленко // Вопросы театра. - 2014. - № 3/4 (вып. XVI). - С. 293-322 10. [Электронный ресурс] URL:https://biletsofit.ru/blog/mehanicheskie-balety-bauhauza (дата обращения: 11.08.2019) Людография: Тетрис [1984]